АРИЯ. "Улица роз"
В 1987 году "Ария", претерпев значительные изменения в составе, приступила к записи третьего студийного альбома «Герой асфальта». Именно в этот альбом вошла и «Улица роз».
Текст песни принадлежит Маргарите Пушкиной и Виталию Дубинину, музыка – единолично последнему.
И, хотя авторы известны достоверно, о происхождении песни ходит множество слухов.
Самую неожиданную версию о происхождении текста высказал на худсовете "Мелодии" поэт Игорь Шаферан, который был членом партии и хорошо знал марксистско-ленинскую историю: "Что?! Какая еще "Улица Роз"? Вы с ума сошли! Вы что, не знаете, что на улице Роз в Берне жил Владимир Ильич Ленин! Вы хотите сказать, что эта песня про Ленина?!".
Название песни удалось отстоять, сразив поэта железным аргументом: если бы "Улица Роз" была про Ленина, там бы фигурировала не Жанна, а Надежда Константиновна.
Согласно другой версии, в основу текста песни «Улица Роз» легла история французского поэта и литературного критика Шарля Бодлера, который был влюблён в куртизанку.
📍Вот что говорил о песне Владимир Холстинин:
«Так это же Бодлер. В 18 лет мамаша этого парня выгнала из дома, и юный Шарль жил с проституткой, много старше его. Днём он страстно её любил, но кушать тоже хотелось. И, когда его возлюбленная отправлялась за заработком на панель, он начинал страстно её ненавидеть. Тяжело жить с проститутками!»
📍Сама Маргарита Пушкина говорит:
«На самом деле все начиналось с дядьки Харриса и Брюса (Стив Харрис - бас-гитарист и автор большинства песен "Iron Maiden", Брюс Дикинсон - воклист и фронтмен этой же группы, прим.), есть у них «Авеню Акации, 22». Вот я и подумала: цветущую акацию у нас видели не все. Не засадить ли нашу улицу розами?»
Да-да, речь идет о знаменитой композиции «Iron Maiden» - «22 Accacia Avenue» - только вот имя главной героини там Шарлотта, а вовсе не Жанна. Ну и улица Акаций стала улицей Роз. Так вот, Шарлотта там – известная шлюха. Кстати, поэтому существует еще и версия о том, что таким образом Дубинин отобразил в песне знакомую девушку, иногда подрабатывающую на хлеб проституцией. Сам он это отрицает.
Есть и еще вариант, который гласит, что в Жанне изображена героиня романа Эльзы Триоле «Розы в кредит» Мартина.
Удивительно красивая, мечтательная и романтичная, она формируется как личность в период так называемого «нейлонового века» - 50-х годов в Париже, ограничивая себя атмосферой парикмахерских, модных салонов и журналов.
И эта атмосфера медленно убивает ее душу. Финал ее жизни страшен – девушка возвращается туда, где она выросла, - в деревеньку, снова видит всю грязь и запущенность дома ее матери, которой давно нет на свете, и гибнет, съеденная крысами.
А вот, что касается имени героини песни.
В первом варианте текста, принесенным Маргаритой Пушкиной, девушку звали Анна. Дубинин возразил – сочетание "слышишь, Ан-на, Анна…" (хорошо еще, что не Ин-на, Ин-на…) казалось ему не очень мелодичным, и в свою очередь он предложил имя Жанна. На этом предложении и решили остановиться.
Этот персонаж абсолютно абстрактный, не связанный ни с какими житейско-бытовыми реалиями музыкантов, и уж тем более не с Жанной д'Арк. Не доверяя вечно придирающимся к ней «арийцам», Пушкина показала текст продюсеру группы Виктору Векштейну.
Первое издание и исполнение песни состоялись в 1987 году.
А клип на «Улицу роз» снимался в конце 1987 года, когда группа получила приглашение на лондонский фестиваль «Capital Radio».
Но Госконцерт на все запросы о возможном участии группы в фестивале отвечал, что «Ария» выехать никуда не сможет. Вот, собственно, тогда и снимается клип к «Улице роз», вышедший в передаче «Музыкальный лифт».
Сергей Комаров и Дмитрий Маматов, снимавшие его, недооценили только одного – популярности группы на текущий момент. Ожидалось, что к месту съемок явится 200-300 человек, которых и снимут в качестве фанатов в клипе.
Каково же было недоумение, а затем и ужас организаторов, когда, явившись на место, они обнаружили там толпы народу, которого все прибавлялось и прибавлялось. По различным данным, на съемки клипа явилось более 7000 человек.
Естественно, охрана не предусматривалась, поэтому из разогретой толпы музыканты и сама съемочная группа выбирались более двух часов, при этом машины и одежда их понесли значительный урон. Однако мучились они не зря: клип занял в хит-параде «Музыкального лифта» первое место и «Арии» дали разрешение на первое заграничное турне.